АСУДД Магистрали

Назначение АСУДД

Магистральные АСУДД предназначены для централизованного управления транспортными потоками на автомагистралях и транспортных развязках, а также процессами их содержания и ремонта.

Система управления транспортными потоками (АСУДД) является наиболее значимой в составе комплексов ИТС, как с точки зрения водителей (конечной целевой группы пользователей), так и по количеству вовлеченных подсистем и периферийного оборудования.

АСУДД позволяет повысить качество услуги в виде проезда по магистрали следующими мероприятиями:

Непосредственное регулирование

Данный аспект включает выбор оптимального скоростного режима, соответствующего текущим условиям на дороге.
Выбор осуществляется на основании анализа данных таких инструментальных подсистем 3-го уровня в иерархии ИТС, как:

  • мониторинг транспортных потоков
  • система видеонаблюдения
  • система метеообеспечения.

Основными элементами регулирования являются запрещающие и предписывающие знаки, выводимые на Знаки переменной информации (ЗПИ).

Косвенное регулирование

Основным элементом косвенного регулирования является дополнительное информирование водителей о складывающейся ситуации на дороге с помощью Табло переменной информации (ТПИ) и информационных знаков, выводимых на ЗПИ.

В дополнение к ограничительным мерам, введенным с помощью средств непосредственного регулирования, водителю сообщается также причина введенных ограничений и/или набор рекомендуемых действий по снижению рисков в связи с возникновением аварийных ситуаций.


Использование данных методов регулирования позволяет реализовать различные стратегии управления на магистрали, основные из которых являются:


Цели и задачи магистральных АСУДД

Основными целями создания магистральных АСУДД являются:

  • оптимизация условий движения транспортных потоков на магистрали для обеспечения максимальной пропускной способности и снижения риска возникновения ДТП;
  • повышение эффективности контроля транспортно - эксплуатационного состояния магистрали;
  • обеспечение органов управления объективной информацией о ходе выполнения дорожных работ;
  • повышение эффективности анализа текущего состояния дороги, прогнозирование развития ситуаций и управление их дальнейшим развитием;
  • повышение эффективности работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий;
  • сокращение объемов операций, связанных с обменом информацией, выполняемых на всех этапах производственно-хозяйственной деятельности органов управления и предприятий дорожного хозяйства магистрали;
  • повышение достоверности получаемой, обрабатываемой и хранимой информации, используемой в процессе деятельности подразделений дорожного хозяйства;
  • повышение безопасности дорожного движения, предупреждение чрезвычайных ситуаций и выработка эффективных решений с целью предотвращения ДТП и ЧС;
  • обеспечения деятельности эксплуатирующих подразделений в процессе ликвидации последствий ДТП и чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами магистральных АСУДД являются: ;
  • постоянный автоматизированный сбор, обработка и хранение информации о текущем транспортно-эксплуатационном состоянии магистрали, включая автоматизированное распознавание образования заторов, оперативное получение информации о местах возникновения ДТП,
  • автоматизация контроля и управления дорожным движением (автоматическое включение алгоритмов управления при заданных условиях, управление скоростным режимом, управление движением на развязках, обеспечение высокой надежности реагирования системы на плохие погодные и дорожные условия);
  • оперативное предоставление водителям достоверной информации о состоянии дорожного движения на магистрали и событиях на маршруте;
  • повышение оперативности оказания медицинской и технической помощи участникам дорожного движения, обеспечение снижения материальных и людских потерь в процессе эксплуатации магистрали;
  • организация и координация деятельности пунктов управления АСУДД магистрали;
  • информационное взаимодействие с внешними системами ( МЧС, МВД и других ведомств), обеспечение доступа населения и средств массовой информации к оперативной информации о состоянии магистрали.

Подсистемы АСУДД

Исходя из перечисленных целей и задач, магистральные АСУДД содержат следующий набор функциональных групп компонентов, которые в свою очередь делятся на специализированные подсистемы, конкретный набор которых определяется спецификой местных условий и Техническим Заданием:

Система управления движением

  • управление транспортными потоками;
  • автоматическое и ручное управление максимально допустимой скоростью движения транспортных средств;
  • управление распределением транспорта по полосам;
  • управление структурой транспортного потока;
  • управление табло с переменной информацией (ТПИ) и знаками переменной информации (ЗПИ);
  • предупреждение образования заторов путём управления на последовательных участках автомагистрали;
  • индикация смены рабочих режимов АСУ ДД.

Система информирования водителей

  • формирование индикации дорожных знаков переменной информации;
  • информирование водителей об условиях движения на магистрали путем формирования индикации на ТПИ, содержащей различную оперативную информацию и текстовые сообщения, формируемые диспетчерским персоналом или в автоматическом режиме;
  • информационное обеспечение эксплуатационных служб.

Система мониторинга

  • Сбор и хранение данных, позволяющих производить их обработку для формирования различных отчетов, а также статистических выкладок. К таким данным могут относиться данные о дорожном движении, управлении транспортными потоками, метеоданные и т.д.;
  • видеонаблюдение;
  • индикация заторов;
  • индикация срабатывания защитных устройств, ведение журнала работы системы АСУДД и всех ее подсистем.

В дополнение к специфическим подсистемам, относящимся к сфере транспорта и транспортной инфраструктуры в состав магистральных АСУДД, как правило, входят и подсистемы общего назначения:

Подсистемы комплексной безопасности
Система передачи данных
Подсистема технологической связи
Подсистема электроснабжения