Магистральные АСУДД предназначены для централизованного управления транспортными потоками на автомагистралях и транспортных развязках, а также процессами их содержания и ремонта.
Система управления транспортными потоками (АСУДД) является наиболее значимой в составе комплексов ИТС, как с точки зрения водителей (конечной целевой группы пользователей), так и по количеству вовлеченных подсистем и периферийного оборудования.
АСУДД позволяет повысить качество услуги в виде проезда по магистрали следующими мероприятиями:
Непосредственное регулирование
Данный аспект включает выбор оптимального скоростного режима, соответствующего текущим условиям на дороге.
Выбор осуществляется на основании анализа данных таких инструментальных подсистем 3-го уровня в иерархии ИТС, как:
- мониторинг транспортных потоков
- система видеонаблюдения
- система метеообеспечения.
Основными элементами регулирования являются запрещающие и предписывающие знаки, выводимые на Знаки переменной информации (ЗПИ).
Косвенное регулирование
Основным элементом косвенного регулирования является дополнительное информирование водителей о складывающейся ситуации на дороге с помощью Табло переменной информации (ТПИ) и информационных знаков, выводимых на ЗПИ.
В дополнение к ограничительным мерам, введенным с помощью средств непосредственного регулирования, водителю сообщается также причина введенных ограничений и/или набор рекомендуемых действий по снижению рисков в связи с возникновением аварийных ситуаций.
Использование данных методов регулирования позволяет реализовать различные стратегии управления на магистрали, основные из которых являются:
Основными целями
создания магистральных АСУДД являются:
Исходя из перечисленных целей и задач, магистральные АСУДД содержат следующий набор функциональных групп компонентов, которые в свою очередь делятся на специализированные подсистемы, конкретный набор которых определяется спецификой местных условий и Техническим Заданием:
- управление транспортными потоками;
- автоматическое и ручное управление максимально допустимой скоростью движения транспортных средств;
- управление распределением транспорта по полосам;
- управление структурой транспортного потока;
- управление табло с переменной информацией (ТПИ) и знаками переменной информации (ЗПИ);
- предупреждение образования заторов путём управления на последовательных участках автомагистрали;
- индикация смены рабочих режимов АСУ ДД.
- формирование индикации дорожных знаков переменной информации;
- информирование водителей об условиях движения на магистрали путем формирования индикации на ТПИ, содержащей различную оперативную информацию и текстовые сообщения, формируемые диспетчерским персоналом или в автоматическом режиме;
- информационное обеспечение эксплуатационных служб.
- Сбор и хранение данных, позволяющих производить их обработку для формирования различных отчетов, а также статистических выкладок. К таким данным могут относиться данные о дорожном движении, управлении транспортными потоками, метеоданные и т.д.;
- видеонаблюдение;
- индикация заторов;
- индикация срабатывания защитных устройств, ведение журнала работы системы АСУДД и всех ее подсистем.
В дополнение к специфическим подсистемам, относящимся к сфере транспорта и транспортной инфраструктуры в состав магистральных АСУДД, как правило, входят и подсистемы общего назначения: