СМИК и СМИС

В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» технически сложные объекты требуется оснащать системами СМИС и СМИК. К таким объектам, как правило, относятся мосты и путепроводы, длина пролета которых составляет более 100м.

Оснащение объектов системами СМИС и СМИК обеспечивает:
  • Автоматизированный мониторинг в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала, населения и окружающей среды состояний систем инженерно-технического обеспечения, в том числе систем безопасности и строительных (несущих) конструкций объекта.
  • Информирование в режиме реального времени Центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) о предаварийном, аварийном состоянии систем инженерно-технического обеспечения и строительных (несущих) конструкций объекта
  • Информирование через ЦУКС соответствующих служб и подразделений (экстренного вызова, дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных), необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, ЧС.
В число объектов мониторинга СМИС моста входят ряд систем инженерно-технического обеспечения (мониторинг которых осуществляется через системы верхнего уровня) и систем безопасности (мониторинг осуществляется через панели управления, локальные контроллеры). В их числе:
    - система электроснабжения;
    - система наружного освещения;
    - система навигационной сигнализации;
    - система аэронавигационной сигнализации;
    - система видеонаблюдения;
    - система мониторинга строительных (несущих) конструкций мостового перехода - СМИС.

Мониторинг состояния строительных (несущих) конструкций проводится с целью:
    - обеспечения безопасности путём автоматического, в режиме еального времени информирования о критическом изменении состояния конструкций;
    - автоматического контроля в режиме реального времени интегральных характеристик конструкций;
    - снижения риска утраты конструкциями свойств, определяющих их надежность, посредством своевременного обнаружения на ранней стадии:
         негативного изменения состояния, которое может привести к разрушению и повлечь людские потери;
         перехода объектов в ограниченно работоспособное состояние;
         аварийного состояния, могущего привести к полной или частичной потере несущей способности
    - обеспечения проведения работ периодического мониторинга.

При проведении мониторинга строительных (несущих) конструкций моста, который является сложным инженерным сооружением, предусматривается определение необходимых параметров различных частей сооружения. Мониторингу подлежат элементы моста, подверженные наибольшим нагрузкам и наибольшим изменениям состояния в процессе строительства и эксплуатации: опорные части и пролетные строения, пилон и ванты.