Системы платности

Основные задачи создания платных дорог

В настоящее время платные автодороги имеются в большинстве развитых стран мира, при этом отмечается рост их протяженности и формирование взаимосвязанных систем платных магистралей. К основным задачам создания системы платных дорог относятся:
  • Создание нового источника финансирования. Доходы от сбора дорожных платежей являются «новым» видом доходов там, где ранее содержание дорог осуществлялось на государственные бюджетные средства.
  • Создание стабильного источника финансирования. Система дорожных платежей обеспечивает стабильный источник доходов, независимый от работы правительства по составлению бюджета.
  • Cоздание целевого источника финансирования. Доходы от сбора платы могут быть направлены на финансирование строительства и содержания конкретного дорожного объекта.

Мировой опыт

В настоящее время в мире существует значительное количество стран, в которых создана сеть платных автодорог. В этом процессе отмечается положительная динамика:
  • за последнее десятилетие увеличилось число стран, которые вводят плату за пользование дорожной инфраструктурой;
  • в мире растет число пользователей платных автодорог;
  • протяженность платных магистралей продолжает увеличиваться
Доля ПД в общей протяженности автодорожной сети в большинстве стран не превышает нескольких процентов. Однако, применительно к скоростным магистралям, существенная их часть была переведена в разряд платных. Следует также отметить, что платность зачастую вводится не только на скоростных магистралях, но и на некоторых участках остальной дорожной сети. Наиболее плотная сеть ПД на сегодняшний день сложилась в Западной Европе, где начался процесс интеграции национальных ПД в единую сеть ПД. В Восточной Европе, Латинской Америке и большинстве стран Азии система платных дорог в настоящее время находится в стадии активного развития. Исключения в этих регионах составляют две страны – США и Япония с уже сложившейся системой ПД, где отмечаются невысокие темпы прироста протяженности платных автодорог.

Принципы, методы и системы оплаты

Проведенный анализ зарубежного опыта формирования тарифов показал, что, несмотря на разнообразие тарифной политики, в большинстве стран имеются общие принципы установления платы за проезд по платным автодорогам. Размер платы за проезд определяется в зависимости от двух условий:
  • объема выгод пользователей дорожного объекта. К ним относятся снижение эксплуатационных расходов (расход ГСМ, износ шин и т.д.), экономия времени, повышение комфортности движения, снижение транспортной усталости, ускорение доставки грузов и пассажиров, снижение ущерба от дорожно-транспортных происшествий и другие факторы.
  • объемов затрат и прибыли организации, осуществляющей эксплуатацию платного дорожного объекта. Организация, осуществляющая эксплуатацию платного объекта, должна покрывать свои текущие расходы и расходы прошлых периодов (на строительство, реконструкцию платного объекта).
Конкретная величина платы за проезд определяется с учетом потребительского спроса и не должна вызывать значительный отток автотранспортных средств на альтернативный проезд. Размер платы за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности автотранспортных средств. Кроме того, на размер взимаемой платы влияет уровень жизни населения. Как правило, в развитых странах стоимость проезда одного километра платной магистрали заметно превышает тот же показатель развивающихся стран. Затраты на установку постов сбора платы могут составить от 2 до 8% стоимости строительства объекта. Если разработанная схема сбора платы неэффективна, то потери из-за уклонения от оплаты проезда и мошенничества могут оказаться значительными.

Существует два основных метода сбора платы дорожных платежей:
  • метод прямых платежей является стандартным, при котором владелец дороги на постах сбора платы регистрирует проезжающие автомобили и получает с каждого из них оплату. Данный метод используется в подавляющем большинстве стран мира, где есть платные автомагистрали.
  • метод скрытых платежей, который сейчас используется в Великобритании, Финляндии и Нидерландах. При таком методе пользователи дорог за проезд напрямую не платят. Вместо этого правительство выплачивает компании-оператору сумму в зависимости от результатов оценки интенсивности транспортных потоков на дороге и установленного тарифа.
Основными системами сбора платы за проезд по дорожному объекту являются следующие:
  • открытая система сбора платы, когда пункты оплаты проезда устанавливаются на въездах или непосредственно на основной проезжей части дороги, а транспортные средства подвергаются проверке в единственном месте, где взимается плата за проезд. Из-за отсутствия информации о фактическом пробеге по платной магистрали, плата за проезд является фиксированной величиной, которая изменяется только в зависимости от типа транспортного средства. Эта система особенно эффективна на автомагистралях с большой интенсивностью движения при совершении пользователями поездок на небольшие расстояния, на платных мостах и тоннелях, а также в случаях, когда необходимо освободить от платы отдельные местные транспортные связи, которые осуществляются без пересечения пунктов оплаты проезда; 

  • закрытая система сбора платы, при которой транспортное средство проверяется дважды - при въезде и выезде с магистрали. Эта система позволяет осуществлять практически полный контроль за движением за счет регистрации въезда автомобилей в платную зону, при выезде из которой водитель оплачивает проезд в зависимости от типа транспортного средства и фактического пробега по платной магистрали. При организации закрытой системы сбора платы транспортное средство обычно фиксируется на въезде (путем выдачи талона водителю или регистрации с помощью электронных средств), а оплата производится на выезде с помощью денежных средств, магнитных карт, других платежных документов или считывания информации с электронных датчиков. Использование закрытых систем особенно эффективно при совершении пользователями поездок на длинные расстояния;

  • смешанная система реализуется в тех случаях, когда на автомагистрали велика доля ТС с короткими маршрутами и в тоже время присутствует значительное число ТС, выполняющих дальние поездки.

Варианты реализации могут быть самыми разнообразными, но в любом случае они состоят из набора участков с открытыми и закрытыми системами сбора платы, при этом к примеру участки с открытой системой могут быть включены в закрытую систему – один из вариантов реализации «зонной» системы.


Типовая архитектура

Современная классическая система сбора платы строится по схеме 3-х уровневой архитектуры:
Уровень полосы. На данном уровне происходит сбор выручки при помощи оператора кабины на полосе пункта сбора оплаты, а также смарт-карт и транспондеров.
Уровень ПВП. На данном уровне решаются задачи наблюдения и управления пунктом сбора оплаты, а также первичного уровня контроля за выручкой
Центральный уровень. Второй уровень контроля. Решаются задачи по управлению и руководству процедурами по сбору платы, управлению подписками, аудиту и подготовке отчетов, обработке данных, связанных с выручкой.

Любая система сбора платы может быть реализована двумя способами:

- с остановкой ТС (классическая). В этом случае процесс обнаружения ТС и процесс оплаты начинаются и оканчиваются в конкретном месте – пункте взимания платы. В качестве платежных средств используются денежные купюры, металлические монеты, разовые талоны, кредитные карты, бесконтактные смарт-карты.
- без остановки ТС (технологии ORT - Open Road Tolling). При данном способе процесс обнаружения ТС в каком-либо (расчетном) месте и процесс оплаты жестко не связан, что дает возможность реализовать безостановочное движение ТС. При этом появление ТС на платной дороге может фиксироваться путем считывания видео-системами государственных регистрационных номеров, позицирования ТС на виртуальном ПВП с помощью спутниковых систем GPS, Galiceo, GConass (ТС оборудовано бортовым устройством определения координат и передачи этих координат в центр обработки информации и оплаты), а также фиксироваться путем считывания на определенных участках магистрали идентификационных номеров с помощью смарт-карт или транспондеров – устройств, работающих по RFID технологии (радиочастотная идентификация) и отличающихся только дальностью действия.